Судейская.
 
Спорные и интересные судейские случаи. Часть - из наших турниров. Часть - из обсуждений по интернету. Ситуация выделена жирным. Под ней или обсуждение, или правильный вариант, или тот вариант, который мне нравится больше (в т.ч. чужое мнение или позиция).
 

30.07. Первого июля Ананд по старинке сделал превращение пешки двумя руками в блице против Крамника. По новым правилам судьи обязаны были поставить ему ноль, но, увы, это только любителям кажется, что если судья судит супертурниры, то он отлично знает правила. А знаете ли вы об изменениях в правилах от 01.07.2017? Подробнее ЗДЕСЬ.

7.7.1     Если для выполнения одного хода игрок использует две руки (например, в случае рокировки, взятия фигуры или превращения пешки), это надо рассматривать как невозможный ход.

7.7.2 За первое нарушение правила Статьи 7.7.1 арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второе, сделанное тем же игроком нарушение правила Статьи 7.7.1 арбитр объявляет о проигрыше партии этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов. 

7.8.1.   Если игрок нажимает часы не делая хода, это надо рассматривать как невозможный ход.

7.8.2   За первое нарушение правила Статьи 7.8.1 арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второе, сделанное тем же игроком нарушение правила Статьи 7.8.1 арбитр объявляет о проигрыше партии этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.

Все это относится к классическим партиям. В рапиде и блице наказание снова строже:

A.4.2
Если арбитр видит завершение невозможного хода, он должен объявить, что игрок проиграл партию, при условии, что соперник не сделал свой следующий ход. Если арбитр не вмешивается, соперник имеет право заявить о своем выигрыше, если он не сделал свой следующий ход. Тем не менее, партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов. Если соперник не заявляет о выигрыше и арбитр не вмешивается, невозможный ход остаётся в силе, и партия должна быть продолжена. После того, как соперник сделал свой следующий ход, невозможный ход не может быть исправлен, если об этом не договорятся игроки без вмешательства арбитра.

За ход двумя руками в блице - поражение, после 1.е4 сразу согласиться на ничью нельзя и т.д. - новые правила с 1 июля 2017.
 
Новые правила ФИДЕ от 1 июля 2014 г.
 
2015
6.02. Статья Игоря Верещагина "Мечтать не вредно".
 
2014
28.06. Изменения в правилах с 1 июля 2014 г. - ЗДЕСЬ. Наиболее важное:
- ТЕПЕРЬ ПОРАЖЕНИЕ ПРИСУЖДАЕТСЯ ПОСЛЕ ВТОРОГО НЕВОЗМОЖНОГО ХОДА;
- МОЖНО ПОДАВАТЬ ПРОТЕСТ НА РЕШЕНИЕ АРБИТРА ПО ПУНКТУ 10.2 (ТРЕБОВАНИЕ НИЧЬЕЙ);
- ПРАВИЛО 50 ХОДОВ ПРЕВРАТИЛОСЬ В ПРАВИЛО 75;
ПРЕВРАЩАТЬ ПЕШКУ ТЕПЕРЬ ПРОЩЕ.
 
9.01. О скандале в ОАЭ на юношеском мире - http://chess-news.ru/node/14330.
 
2013
6.11. Тест на знание правил - http://brestchess.narod.ru/test7.htm.
 
Беседа с международным арбитром Верещагиным в Барановичах в 2011 - http://brestchess.narod.ru/tourn_4empobl2011_5.htm.
 
2.11. 1)      сли в блице при игре с электронными часами падают оба флага, но у одного на часах -0:00, а у другого 0:00 (из чего следует, что флаг первого упал раньше), то это ничья или победа второго?

Случай произошел на нашем брестском турнире "Черная пешка" 27.10.2013 и вызвал бурное обсуждение прямо на месте (http://brestchess.ucoz.ru/index/plachi_jaroslavny/0-16 - новость от 27.10.2013) и позже. Ни один из судей, с кем я общался, сходу не был на 100% уверен в решении, которое предлагал. Я тоже. Моя логика после изучения правил была такая:

По правилам ФИДЕ в переводе Вардапетяна (http://arbiters.fide.com/images/stories/downloads/2012/Laws_of_Chess_ru__Vardapetyan_for_publish_050912.pdf):

1) В правилах блица нет толкования, что делать, если упали 2 флага.
2) В правилах блица написано, что приложение А4 к быстрым в блице не применяется.
Значит, применяются правила классики.
А там в 6.11 "если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым". А у нас возможно. Значит, поражение тому, у кого флаг упал раньше.
Дальше интереснее: есть российские правила (http://www.obninskchess.ru/chess/judges/504-dok.html?start=4). Там в пунктах о блице исключаются разные пункты быстрых, в этом нюанс. По ним - ничья.
 
А вот, думаю, самая правильная позиция от международного арбитра Александра Корнеевца:
"При падении обоих флагов в блице - однозначно ничья! 
B. Blitz

B.1

A ‘blitz’ game’ is one where all the moves must be made in a fixed time of less than 15 minutes for each player; or the allotted time + 60 times any increment is less than 15 minutes.

B.2

Where there is adequate supervision of play, (one arbiter for one game) the Competition Rules and Appendix A.2 shall apply.

B.3

Where supervision is inadequate the following shall apply:

  1. Play shall be governed by the Rapidplay Laws as in Appendix A except where they are overridden by the following Laws of Blitz.
  2. Article 10.2 and Appendix A.4.c do not apply.
  3. An illegal move is completed once the opponent’s clock has been started. The opponent is entitled to claim a win before he has made his own move. However, if the opponent cannot checkmate the player’s king by any possible series of legal moves, then the claimant is entitled to claim a draw before he has made his own move. Once the opponent has made his own move, an illegal move cannot be corrected unless mutually agreed without intervention of an arbiter.
  4. Написано, что не действует Приложение А4с - т.е. только пункт с, где говориться про невозможный ход - в рапиде + 2 минуты, а в блице поражение. А все остальные пункты действуют.
  5. Следовательно пункт А4d3 действует, т.е при падении обоих флагов - НИЧЬЯ!!
  6. Правильными считаются ПРАВИЛА на английском языке!
  7. http://www.fide.com/fide/handbook.html?id=124&view=article, нужное:
  8. FIDE Laws of Chess cover over-the-board play.
  9. The English text is the authentic version of the Laws of Chess (Английский текст является подлинной версией Правил игры в шахматы), which was adopted at the 79th FIDE Congress at Dresden (Germany), November 2008, coming into force on 1 July 2009.
  10. In these Laws the words ‘he’, ‘him’ and ‘his’ include ‘she’ and ‘her’.

Так что, видимо, в русской версии то ли опечатка (пропала буква с), то ли ошибка перевода."

От себя добавлю, что вполне возможно, что после очередных конгрессов ФИДЕ правила на этот счет поменяют, т.к. логика есть как в результате ничья, так и в 1-0. Еще раз отмечу, что классики этот случай не касается, там однозначно просрочка времени.

2) Армагеддон, результат партии ½-0 в пользу белых. Кто проходит в следующий круг?

- Интересный случай.
Видимо, стоит предусмотреть такой расклад в Правилах или регламентах. Например, в духе: "для победы в армагеддоне белые должны победить" и т.п.
 
3) Как разобрать, игрок бьет по часам или их так переключает?

Переключение или удар по часах можно с точностью квалифицировать только после вмонтирования в кнопки часов динамометров (измерителей силы).

4) Блиц: у игрока голый король, а у соперника звонит мобильный (или он делает невозможный ход).

Тому, у кого зазвонил мобильный - ноль, тому, у кого голый король - ничья. Т.е результат 0.5-0.

5) Начался тур, прошла 1 минута (разрешенное время опоздания - 30 мин.) вбегает опоздавшая девочка, садится за доску, но не успевает сделать ход, как у нее звонит телефон. Вопрос: какой ставить результат?

Подобный случай был на спартакиаде спортшкол области в сентябре 2013.

- Тут есть разные мнения.
Некоторые считают, что партия начинается включением часов, другие, что ходом белых.
Я склоняюсь к мнению первых и поставил бы в зависимости от цвета +- или -+ (не было сделано по одному ходу).
Но, повторюсь, что есть те, кто в данном случае выдернули бы из текста цитату :
The player with the white pieces commences the game .
И с их логикой, если у девочки с мобилкой были белые фигуры, то наказать ее можно только за включенный в зале телефон (до игры, т.е. как зрителя) - т.е. пожурить и предложить играть дальше.
С форума: "А я один раз сделал так. Зазвонил телефон, мне начали доказывать, что ход еще не сделан и партия не началась, значит, участник - зритель. Тогда я удалил зрителя из турнирного зала за включенный телефон и не пускал до конца тура."
 
Раздел будет пополняться. Вопросы и случаи можно оставлять в гостевой.

 

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0