Главная » Статьи » Мои статьи

Тренерская. Тяжело сейчас, легко потом. 2024

Тренерская. Тяжело сейчас, легко потом. И наоборот.

Апрель 2024

Типичный тренерский вопрос, о котором сегодня, за последний месяц нарисовался в отношениях аж с 6! (шестью) учениками. Объяснять с каждым разом родителям желания все меньше, проще все сформулировать в одном месте (здесь), а в будущем просто скидывать эту ссылку.

Итак, в любом деле и в любом виде важно движение вперед. В шахматах одно из самых важных - движение вперед в дебютах. Простым языком - есть старые дебюты, которые давали результат, например, на уровне 2 разряда, но не проходят с первыми. И естественно, что для получения результата дебют нужно усилить. Тренер видит плюсы и минусы ученика, исходя из них, а также из своих способностей подбирает вариант, объясняет его ученику, сбрасывает базы (для нормального уровня) или распечатки (для невысокого уровня). Дальше ученик повторяет дома то, что прошли, и применяет. Где угодно. На личесс, чесском, в тренировочных партиях, при игре сам с собой. Затем сам или с тренером разбирает партии, ошибки подправляются, понимание варианта становится сильнее. Один из важнейших педагогических принципов - "каждая ошибка должна быть исправлена". В школе это делается красной ручкой. В итоге дебют усилился.

Теперь как это обычно происходит на практике у меня. Объяснил ученику и родителям о необходимости усиления дебюта, чтобы они понимали, зачем это делаем, прошли дебют, но часто он не наигрывается. На вопрос "почему?" обычно идет нечто невнятное. Объясняю еще раз о том, почему надо идти вперед. Дальше чаще процесс пошел. 

А теперь пробежимся по моим шести случаям за последний месяц, без фамилий и указания, мальчик это или девочка.

1. Уровень ученика - между 1 разрядом и кмс. Был застой. Обнаружили, что варианты дома не повторяются. Занятие закончено после 15 минут от начала, родителям объяснено, что продолжим, когда наиграет эти варианты. Родители поняли. Процесс пошел. Через три недели продолжили.

2. Уровень ученика - 3 разряд. Еще маленький. Играл на зверином инстинкте, не думая. Вместо 1...е5 посмотрели другое, чтобы развить понимание схематичности. Но автоматически слишком часто делался ход 1...е5. Руки чешутся. Отправил домой с середины группового занятия. Родители понимают, работаем вместе дальше.

3. Уровень ученика - 1 разряд. Постоянно не занимаемся, попросили подтянуть перед важным турниром. Вижу партии. И там вместо того, что прошли, вижу старое. На просьбу родителей уделить час во время турнира задал вопросы, почему играется старое. Внятного ответа не получил. Дальше работать смысла нет.

4. Уровень ученика - 1 разряд. На протяжении долгого времени ставим мощные белые. На серьезном турнире в последнем туре убедил сыграть новое вместо аккуратного старого. Результат был. Недавно на занятии смотрели его личесс. В одном столбике я считал партии, сыгранные новым, во втором - старым. После счета 1-18 это дело я бросил. На вопрос "почему?" был ответ "не знаю, рука сама тянется". Занятие прекратили. Родителям было сказано, что продолжим, если он наиграет новое.

5. Уровень ученика - 1 разряд. Выездной турнир. Ученик сбросил партии. Но там не то, что смотрели меньше недели назад. Оказалось, не повторил. Мама заставила повторить. Работаем дальше.

6. Уровень ученика - кмс. После неудачного выступления на важном турнире в очередной раз был разговор, что надо ускорять дебют и что для этого делать. В ответ - "да, конечно". Смотрю личесс. там старое. Задаю вопросы. В ответ "да, будет наигрывать". Учитывая уровень и другое, поднимаю цену. В ответ "Если вы хотите расстаться, так и напишите".

Логика тренера была объяснена в начале статьи. Добавлю, что после простых слов, объяснений, если это  не проходит, идут резкие действия - прекратить занятие, резкие слова типа "тупой" (да, можно сказать, что это непедагогично, но у нас спорт, посмотрите  ВОТ ЭТО (тренер волейбольной женской сборной России)), поднять цену (особенно если она невысокая), Действия детей чаще объяснить можно так: им не хочется напрягаться. Сами они не могут понять, что прогресс лежит через напряжение. Проще играться. Действия родителей разные. Чаще понимание, разговоры с детьми, отбирания телефонов, планшетов и т.д. Реже - "мой ребенок самый лучший" и нежелание принять ситуацию, что ребенок поступает неверно.

Если и эти меры к результату не приводят, для тренера есть два варианта: а) смириться и не тащить ученика вперед - для меня это ученики из-за границы, т.к. там другая цена, б) закончить занятия - для меня это Беларусь, т.к. здесь цена ниже, и я работаю на результат.

Самый удобный вариант для родителей - найти другого  тренера. В идеале такого, который сможет дать результат, не требуя от ребенка напряжения. Если кто-то знает таких волшебников, дайте знать.

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (18.04.2024)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [703]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0