Главная » Статьи » Мои статьи

Родительское собрание_2022

Родительское собрание (16+).

Написано в ноябре 2022 г.

Процесс развития шахматиста - работа самого шахматиста, тренера и родителей. Все составляющие важны. Эта статья - в первую очередь для родителей юных шахматистов. В целом она подойдет и к другим видам спорта. За годы работы мне было задано немало родительских вопросов, что-то обсуждалось и в тренерских разговорах. Идея этой статьи пришла в конце лета. Здесь - желание собрать многое на одной странице и ответить с необычной точки зрения, с помощи шкалы и аналогий, на понятном большинству родителей языке. 

**********

Наполеон считал, что результат в военных действиях - это произведение военного мастерства (горизонтальная ось) и силы духа (вертикальная ось). Мне понравилась эта мысль, и я переделал ее под себя. А так как скромность - это не про меня, назвал шкалу так, как видите на картинке. Горизонтальная ось - шахматное мастерство, вертикальная - компот из понятий "характер, сила духа, воля, страсть к какому-то делу, любовь", список можно продолжить. Если очень упрощенно, то желтый прямоугольник на картинке - ребенок много знает, но ленив, не хочет напрягаться и т.п. Бордовый прямоугольник - знаний мало, но есть характер, страсть к игре. Площади (а это спортивные результаты) примерно равны. Эта же шкала ниже будет применяться и к тренерам.

Можете посмотреть футбольную серию "Смешариков", где спор, что важнее - тактика или настрой. Это из той же линии.

Вот к этой шкале мы и будем часто обращаться при объяснении ответов на вопросы.

****************

- Шахматы - это игра только для спокойных и усидчивых детей?

- Шаблонная ошибка в том, что люди не понимают, сколько энергии нужно для работы за доской. Им кажется: садись, думай, и победы придут. Нет! Шахматы - это своеобразный процесс, где нужно уметь и рассуждать, и держать в уме фигуры, которые двигаются и меняют свое расположение. Это сложно. Это требует напряжения. А умение напрячься требует энергии. Дети-холерики, дети, которые не могут усидеть на месте, вертятся, крутятся, намного более перспективны, чем дети, которые с самого начала сидят спокойно. Потому что в них есть энергетика. Которую тренер и родители должны направить в правильное русло. Получается далеко не всегда. Но когда получается, дети могут пойти далеко. Энергетика - это вертикальная шкала, поэтому при равном наборе знаний перевес именно у таких детей. А на начальном уровне - да, выигрывают чаще более аккуратные. Я о перспективе.

*************

Почему мой сын занимается уже 4 года, без пропусков, и на индивидуальные ходит, а его догнали дети, у которых год назад 2 разряд был?

- Стандартная ситуация, когда более молодые обходят более старших. Для объяснения вспомните свои ощущения, когда вы влюблялись. Страсть, огонь, много стремления сделать ей (ему) лучше, что-то доказать и т.д. - все это вертикальная шкала. Которая дает результат. Со временем страсть спадает, это не потому что люди такие, не потому, что у вас что-то не вышло, это так устроен мир. Так и здесь. У более старших в какой-то момент страсть к игре уменьшается, в результате они проигрывают по вертикальной оси тем, кто моложе. И несмотря на перевес в знаниях общий результат уже может быть разным. Проходит время, те, что обходили старших, тоже теряют часть страсти, и в борьбе между этими поколениями уже большее значение дает горизонтальная шкала, а вертикальная уже выражается в характере, воли, но уже меньше в страсти.

************

- Почему мой ребенок за первый год выполнил четвертый и третий разряды, за второй год - второй, а уже два года как первый все не может?

- Потому что график развития - это не прямая снизу вверх, а замедляющаяся кривая. Вначале развитие идет резко, а потом все медленнее. Вспомните, как много ребенок запоминал новых слов в 3-4 года, как легко давались уроки в первых классах, и как сложно потом. Как много эмоций было в начале ваших отношений МЖ, и как меньше потом.

Подробно ЗДЕСЬ. Поэтому замедление развития старайтесь принимать спокойно. Это не с Вашим ребенком что-то не так, это он прошел первую фазу развития и перешел в более спокойную. 

****************

- Тренер дает слишком сложные задания. Еще и на дом много задает.

- Определитесь, что вы хотите получить от занятий шахматами. Если просто заниматься, тогда зачем делать домашнее? Пусть ходит на шахматы, и это нормально: он чем-то занят, он что-то получает. Не каждый же станет чемпионом мира (это вообще типичная фраза). Ну а если вы хотите приучить ребенка с детства к работе, хотите, чтобы он выигрывал - пусть напрягается, пусть терпит. В мощном виде умение терпеть показано в «Легенде №17».

************

- Ученик параллельно с шахматами ходит на хоккей. Результаты в обоих видах примерно одинаковы. Если тренировки совпадают в одно время, выбор все время идет в пользу хоккея. Что делать? (вопрос от тренера)

- Смотрим на шкалу. Применяем ее к тренеру. Если ученик ходит реже, он теряет часть внимания тренера (у кого-то - любви тренера). Таким образом, оценка по вертикальной шкале снижается. И здесь вопрос, компенсирует ли ребенок это горизонтальной шкалой, то есть насколько сильно он будет брать знания за меньшее число тренировок. Чаще нет, поэтому внимание тренера спадает, и при прочих равных ребенок начинает проигрывать конкуренцию.

*********

- Ученик, когда не приходит на тренировки, не объясняет причину. (от тренера)

- Есть открытое, а есть закрытое общение. При открытом отношения лучше, люди тянутся друг к другу, и это идет в плюс. При закрытом будет подсознательная ответная реакция, то есть тренер тоже закроется, часто неосознанно, и оценка его отношения по вертикали упадет.

Перейдем к аналогии. Когда люди любят друг друга и хотят быть вместе, они стремятся к открытому общению, они хотят понимать друг друга. Если же один закрыт от другого, это ухудшает ситуацию.

Поэтому "мой сын завтра не придет" - неправильно, а "мой сын завтра не придет, потому что идем к стоматологу" - правильно.

Конечно, родители могут сообщать так, как хотят, но если им важна ответная реакция тренера, начнут включать эмпатию - способность поставить себя на место другого человека.

*************

- Мой сын начал заниматься индивидуально по скайпу с тренером из другого города. Вы же не против, от этого же хуже не будет?

- Вопрос, на который нет однозначного ответа. Плюсы: ребенок перенимает у разных тренеров разное, берет лучшее. Минусы: то, что говорят разные тренеры, противоречит друг другу, особенно в части дебютов. Например, "играй аккуратнее" от более старшего поколения и "играй острее" от более молодого. 

Важны составляющие. Посмотрим, как меняются оценки на шкалах. Горизонтальная шкала: если чужой тренер сильнее, здесь плюс. 

Вертикальная шкала. А. Если основной тренер понимает и согласен, что он не может дать то, что надо ребенку для развития, все просто. Теперь такое все чаще бывает, когда основной хочет сосредоточиться на работе с более слабыми разрядами, а с сильными тяжелее, ведь к ним сложнее готовиться. В идеале - между основным тренером и дополнительным есть прямой контакт, они обмениваются мнениями, учитывая свои взгляды на развитие ученика. Такое происходит, когда основной тренер не против дополнительного, но это бывает реже. Основной получает результат, ведь официально тренер по спискам он, отсюда возможна категория с доплатой и т.п. Дополнительный получает деньги.

Б. Другое дело, если основной тренер не согласен с тем, что он уже не может дать знания и развить ребенка. Внимание (любовь?) к этому ребенку идет вниз, видеть его уже не всегда хочется, ведь это дает негатив, а потому вертикальная оценка снижается, что находит отражение в мелочах. Особенно если работа с другим тренером началась за его спиной. Аналогия с отношениями простая: это измена. Со всеми вытекающими. Речь, естественно, о тренерах, для которых работа или этот ученик важны. О тех, кто ходит на работу только ради зарплаты, мы здесь почти не говорим. А как жить после измены, каждый решает сам. Кто-то смирится, кто-то перебесится, кто-то пошлет.

Умный родитель должен все это взвесить и понять, где больше плюсов для развития ребенка. Именно для ребенка, в приоритете он, а не тренер.

Групповые занятия у другого тренера - это другое, здесь вопрос намного мягче. Это как сходить на концерт или лекцию, а не на личный прием.

- А если не говорить об этом основному тренеру?

- Вы приучаете ребенка лгать. С самого детства. Что важнее: быть сильнее в шахматах или быть честным (как минимум не врать близким людям)? Когда ребенка просят что-то утаить от тренера, нарушается контакт, между ребенком и тренером растет незримая вначале стена, поэтому разрыв - вопрос времени. Я стараюсь в этой статье писать деликатно, но в этом конкретном случае этого делать не буду: родитель, приучающий ребенка лгать - это осёл. Если это Вы, можете бросить читать эту глупую статью, лучше позвоните кому-нибудь для поддержки и расскажите, как Каташук неправ. Или что сам он осел. Добавлю, что утаивать и лгать - фактически одно и то же. То есть "не говори тренеру, что ты занимаешься с другим тренером" - это фактически приучать ребенка лгать.

************** 

- Как лучше видеть тактику?

- Приходите на занятия (есть и онлайн), расскажу про огоньки. Я сейчас некоторые названия меняю с общепринятых на свои. Научу.

***********

- Ученик играет дебюты, которым его научил папа. Мои не играет (вопрос от тренера).

- Это самовыражение родителей. Мы часто пытаемся реализовать в детях то, что не смогли развить сами. Когда у родителей есть желание и энергия работать с детьми, это хорошо. И здесь в каждом конкретном случае надо понять, чего в этом больше: хорошего или плохого. Если родитель ставит дебют лучше тренера, лучше уступить, подстроиться, возможно, глубже посмотреть с детьми именно родительские варианты, нам помогают. Особенно это отлично на молодом уровне, когда проходят любительские дебюты, гамбиты, хитрые варианты.  Потом сложнее, ведь растет уровень сопротивляемости соперников. Бывает и обратное. Когда мы не можем полноценно развить ребенка, если он играет не наше. Тогда вертикальная шкала вниз, и отсюда рациональная трата времени. В идеале, конечно, играть разное - и от папы, и от тренера.

*****************

- Моему ребенку 4 года. Нам можно записаться?

- Все индивидуально, но по опыту рекомендую начинать не раньше 5 лет. Раньше психика еще не готова. Да, есть группы для 3-4-летних. Но усваивать нормальные объемы они не могут, поэтому привыкают к медленной работе, медленному темпу подачи материала. А потом кто-то начинает в 6 лет, и там все в более быстром темпе. Поэтому можно позже начать, быстрее пройти материал, если высокая интенсивность тренировок, и обогнать тех, кто начал раньше. Вертикальная ось - скорость соображения. Есть те, кто встречаются 5 лет, а важный шаг сделать не могут, а есть те, кому и через две недели все ясно. Это о скорости.

*********

- Моему ребенку 9 лет. Нам уже поздно начинать?

- Я начал в 13. Вот и ответ. Если есть страсть, вертикаль вверх, и мы успеем быстрее. Другое дело, что под такой возраст не всегда просто подобрать группу.

**********

- У моего ребенка плохие оценки в школе. Мы собираемся бросать шахматы.

- Давайте разберемся, почему плохие оценки. Он не учит? Ему не хватает времени? Как раз времени обычно хватает, просто оно идет не туда. Какова вероятность того, что после ухода из шахмат ребенок не продолжит спускать время не туда? Символическая. Можно многое успеть, главное - захотеть, то есть поднять вертикальную шкалу по отношению к школе. Это уже в первую очередь работа родителей, тренер может помочь только косвенно. Достаточно часто родители не понимают, что делать, и поэтому идут такие метания. Здесь и вопрос амбиций: а надо ли ребенку только десятки и девятки? И часто выходит, что родители насаждают ребенку свои ценности и приоритеты, которые потом уже их дети будут насаждать своим. Понятно, что как воспитывать детей - это личное дело родителей, но таких ситуаций у любого тренера достаточно. В результате после ухода ребенок теряет ту часть положительных эмоций, которую давали шахматы, друзья по группе, тренер, сам процесс игры, поездок на соревнования. А какая часть из них начинает учиться лучше? Кроме школы, должно быть что-то еще. Если Вы приучаете ребенка к жизни "школа - дом - уроки", то даете направление к "работа - дом - работа" во взрослом возрасте. Самих такая жизнь устраивает?

*********

- Какие принципы для отбора в команды?

- Они у каждого тренера разные. Главное, что надо понимать: тренер не враг себе. Он заинтересован в том, чтобы команда набрала больше очков. Здесь мы исключаем ситуации, когда тренеру важнее результата взять своих, а также те, где место на турнире не имеет значения. Универсального метода нет. Можно провести отбор, который выиграет более слабый. Можно взять того, кто выиграл титул год назад, а после этого перестал работать. Тренер должен чувствовать, кто на момент турнира будет в форме и по горизонтали, и по вертикали. 

*************

Индивидуальные занятия, что вы на них делаете?

- Тренер - как врач. Он должен определить то, что болит, то есть слабые места. Тренер - как психолог. Он должен найти сильные места, заставить ребенка в них поверить, развить их еще сильнее. Тренер - как ювелир. Он должен шлифовать дебют, чтобы получать перевес как можно раньше. Плюс, как говорила одна яркая женщина молодому парню в одном старом фильме "Я научу тебя всему, что умею сама".

У каждого тренера свои плюсы. Отсюда и работа. У меня свое понимание тактики со своей формулой, масса своих дебютных баз, которые нужно подстроить под темперамент и уровень ученика. Мы смотрим и партии на личесс, шлифуя дебюты. А иногда вижу, что нужно заняться чем-то другим, прервав, например, дебютный цикл, потому что нужно резко закрывать сегодняшние проблемы.

***********

- Мне тут скинули Ваши базы по дебютам, но там многое неясно.

- Ну конечно. Когда мы их проходим, я их объясняю, а кому-то и по несколько раз, фиксирую внимание на важных моментах и т.д. Когда их открывает чужой, пользы много меньше. Это как учить английский самому по самоучителям или с педагогом или репетитором. Ну и то, что Вам скинули мои базы - это минус тому, кто скинул. Они не для распространения.

**********

- Мой сын не играет ничего нового, а только то, чему Вы его научили.

- Это тип "Исполнитель". Переходя на аналогии, есть тип людей, которые живут по своему сценарию и боятся сделать шаг в сторону. Например, "дом - работа - дом" и ничего больше. Они делают все правильно, но так скучно. Это как есть один и тот же завтрак 7 дней в неделю. Рано или поздно за счет нехватки эмоций пойдет вниз вертикальная составляющая. Плюс таких шахматистов - он сделает все, как надо. Но ему нужны позиции с ясным планом. Такой тип мне нравится меньше более творческих. Здесь два направления. Первое - сухое: развивать пока можешь, смотреть и разбирать типовые позиции, которые могут получиться именно в его вариантах. Второе - сделать попытку расширить его понимание шахмат, поверить, что он может играть и другое. Если такое получится, возможен резкий путь вверх. Но в большинстве случаев, увы, такие дети остаются в своем понимании шахмат. А такие люди не хотят выходить из своего привычного круга. Пытаясь вырвать ребенка из круга, мы делаем задел на будущее, чтобы он жил потом более живой жизнью, а не "дом - работа - дом".

**********

- Индивидуальные занятия полезнее групповых, поэтому мы решили не ходить на групповые. Правильно?

- Нет. Врач лечит болезни больного, но главное для своего здоровья человек должен делать сам: питание, сон, воздух и т.п. Так и здесь. Групповые дают основное, индивидуальные их дополняют. Я не знаю чемпионов без групповых занятий, но знаю таких без индивидуальных. Вообще очень важна самостоятельная работа дома. Некоторые этого не понимают, пытаясь поставить как можно больше индивидуальных. 

**********

- Все эти ваши "шведки", шахматы Фишера, поддавки - это баловство. Мой сын в это играть не будет.

- Это Ваше дело, во что будет играть Ваш сын. Могу лишь объяснить пользу подводящих игр. Во-первых, они дают резкий плюс по вертикальной шкале за счет эмоций, здесь в первую очередь о шведках. А потом эти эмоции можно грамотно перенаправить. Во-вторых, они развивают чувство темпа, то есть нацеленность на удар. В шведках вообще промедление смерти подобно. В-третьих, она дают разнообразие, которое детям важно. Выше уже было про 7 одинаковых завтраков в течение недели. Проводя аналогии, можно отметить, что классическая поза более распространена, но это не значит, что остальные можно вычеркнуть. Конечно, это Ваше дело).

********

- Я знаю, что мой тренер не самый сильный. Но индивидуально сын занимается с ним. Результата особого нет. Я не знаю, нужно мне что-то менять или нет.

- Не нужно. Вас это устраивает. Вопрос "я должна дать ребенку то, что могу" в Ваших глазах решен. Вы дали ему возможность заниматься индивидуально. Дальше вопрос амбиций. У Вас их нет. Значит, можно ничего не менять. Ребенок доволен, что с ним занимаются, Вы довольны, что что-то оплачиваете ребенку (галочка поставлена). Это свой тихий мир, который Вас устраивает, и это нормально. Ведь цели у каждого свои. 

*************

- Занимаемся давно. Знает все больше, а результата все нет.

- Если идет накопление знаний и умений, если в порядке вертикальная составляющая, нужно ждать: когда-то должен быть взрыв, то есть накопленное перерастет в результат. А вот ждать - это сложно, очень сложно. Особенно импульсивным людям. Тем, в ком больше энергетики. Ждите и верьте в своих детей.

*************

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (07.11.2022)
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [702]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0