Главная » Статьи » Мои статьи

Юные чемпионы_часть 2_2018

Юные чемпионы

Часть 2

Июнь 2018

Начало ЗДЕСЬ.

После выхода первой части меня попросили объяснить некоторые моменты.

1. "3. У ребенка должны быть: интеллект, энергетика, способность переносить нагрузки. Остальное можно развить. Чаще у шахматистов не хватает второго. Когда родители надеются, что их ребенок выиграет без этого, это приблизительно та же картина, когда они надеятся на "Запорожце" обогнать "Мерседес". Когда родители это поймут, нервов станет уходить меньше."

Как говорил Крош из "Смешариков", "Новый год - это снег + елка + подарки". Если не хватает снега, можно компенсировать другим, в той серии большой елкой. Так и у нас. Не хватает энергетики - надо стараться чем-то компенсировать. Знаниями. Отлично владеющий теорией парень может не выпустить из дебюта пышущего здровьем таланта. "Запорожец" с заправленным баком проедет дальше, чем "Мерс", в который залито лишь пару литров. Рассуждения в первой части статьи имелись ввиду при прочих равных условиях. Количество энергии в человеке тоже можно увеличить. Известно, что советские чемпионы мира много времени уделяли физической подготовке. Ботвинник, Карпов - прекрасные примеры. Это Таль с сигареткой во рту играл в бильярд, но у него от природы энергии был вагон. Так что если у Вашего ребенка маловато энергии, шансы есть, надо больше работать.

**************

2. "9. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок что-то выиграл в младших возрастах, а потом неважно, смело ищите тренера, который поставит закрытые дебюты (Каро-Канн, французская, ферзевый гамбит, различные схемы в дебюте ферзевых пешек, каменная стена и т.п.). Это часто дает сиюминутный результат. Но помните, что через пару лет это аукнется".

Разберу подробнее.

Начнем с простейшего - игры на детский мат.

Белые нацелились на пункт f7 и часто ставят быстрый мат. Ура? Очко набрано, но что дала партия для развития?

Черные защитились, но белые знают чуть усложненную версию игры на детский мат - с продвижением g4-g5. Часто у белых лишняя фигура и желание и дальше начинать партию с вывода ферзя. Так можно поиграть месяц-два на начальном этапе, но не больше. А другие тем временем выводят легкие фигуры и развиваются. 

Вариант "Каменная стена" в ответ на 1.d4

Черные закрыли позицию, мозг пребывает в состоянии покоя (все надежно, на меня ничего не нападает, быстро не проиграю). Это зона комфорта. Если все идет как надо, черные часто выигрывают вот так:

1...Сh2 2.Крh2 Фh4. Ура? Очко набрано, но что дала партия для развития? Ничего. Не сделано ни одного своего хода.

Французская защита.

  Черные наваливаются на пешку d4 путем Кс6, Фb6 и скоро ее забирают. Вместе с ней часто падают пешки b2, е5, а в идеале еще и с3. Несколько пешек с дебюта и затем "все меняй".  Мозг работает на холостых оборотах. Где развитие?

И несколько контрпримеров.

Северный, шотландский и королевский гамбиты (одна из этих позиций прямо сейчас стоит в моем зале в партии кандидатов в мастера). Изученных ход в ход схем выигрыша нет. Цель - получить активные фигуры, после чего мозг будет работать, перебирая разные возможности, считая варианты и делая выбор. Конечно, ребенок будет ошибаться, просчитываться, но он будет развиваться. Каждая партия будет давать прогресс. И потом, когда уровень соперников уже не позволит играть эти спорные гамбиты, легко перейдет на другие, более корректные дебюты, в которых тоже надо уметь считать. А считать он уже научился.

**************

Более сложный уровень - сицилианка. Модный вариант Найдорфа, как вижу все чаще, ставят слишком рано. Почему? Потому что там могут быть и позиции с разносторонними рокировками, и позиции с отсталой пешкой d6. Для понимания разносторонних рокировок полезно поиграть дракон, для позиций с отсталой пешкой - челябинский или его собрата вариант Свешникова. А уже потом, поиграв их хотя бы по полгода, ставить Найдорф.

***********

Добавлено позже.

  Итальянская партия. На высоком уровне почти всегда играют теперь 4.d3. Вопрос: надо ли нам так учить детей, только начинающих играть итальянку? Ведь позиция носит закрытый характер. Мой вариант: на первом этапе все вскрывать, поэтому варианты с быстрым d4 (сразу или после 4.с3). А уже потом, когда дети выучат много вариантов, где эта позиция часто быстро форсированно высушивается, и перевес не получается, можно переходить к 4.d3 как к ходу на длительную борьбу с шансами.

**************

Главный вывод.

"Зона комфорта – область жизненного пространства, дающая ощущение комфорта и безопасности. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения, к чему привык, то и комфортно. Устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо. Проще говоря, это состояние, в котором вы себя чувствуете «в своей тарелке». Взято отсюда.

И дальше оттуда же: "За пределами зоны комфорта находится зона риска. Разумный выход за пределы зоны комфорта в зону риска – необходимое условие развития личности. Как правило, чем моложе человек, тем проще и охотнее он расширяет зону комфорта. Когда здоровый человек надолго задерживается в зоне комфорта и не предпринимает никаких усилий, чтобы выходить из этой зоны и расширять ее границы, то его развитие прекращается, переходя в деградацию личности."

Здесь все и сказано. По ссылке можете почитать больше. Задача и тренера, и родителей - выдергивать ученика (ребенка) из зоны кофорта, особенно на раннем этапе. Во многом это делается постановкой дебюта.

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (08.06.2018)
Просмотров: 1956 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [711]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0