Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуальные занятия_взгляд 2023

Индивидуальные занятия

Август 2023

В 2020 я писал статью "Построение групповой шахматной тренировки". Тренерам полезно почитать.

Настала очередь постараться сформулировать и написать об индивидуальных.

 

Приличное число родителей из тех, которые могут себе позволить финансово, хотят заниматься индивидуально. Больше половины из них не понимает, что там будет такого, чего нет на групповых, но хочет индивидуального отношения к ребенку и думает, что результаты после таких занятий пойдут вверх. Знаменитый тренер Владимир Грабинский, который даже признавался лучшим детским тренером мира по линии ФИДЕ, в своих интервью не раз отмечает, что групповые занятия важнее, там дети получают нужную нагрузку, а индивидуально он занимается не так часто. Это важный момент: родители не всегда точно оценивают высокий КПД групповых. Индивидуальные - личная кухня тренера + доп. заработок. О работе на них нечасто делятся мыслями. Статей на эту тему не вижу - забейте в поиск, и увидите только массу рекламы. Дело это в чем-то интимное.

Здесь я опишу свой взгляд на смысл и построение индивидуальных занятий (далее - ИЗ). Конечно, у тренеров более высокого полета он может быть другим. Для тех, кто первый раз на сайте - обо мне ЗДЕСЬ. Для того, чтобы понять уровень того, чью статью читаете. И отмечу заранее, что описанное здесь мало касается ИЗ с начинающими. Я с ними не занимаюсь. Здесь все проще, даже готовиться заранее не надо. Описанное касается уровней от 3 разряда до кмс примерно.

Цель ИЗ - усилить шахматное мастерство, знания и навыки, повысить интерес к шахматам.

Направленность занятий иногда зависит от желания родителей, но чаще от тренера. Разделю на типы по тем случаям, что у меня были. И начнем с типов, где результат не главное - А и Б.

Типы ИЗ.

А. "Отогрев". Ребенок где-то занимался, но у него снизился интерес. Например, из-за того, что тренер заставлял много учить и решать, а он так много не мог или не хотел. Здесь цель тренера - вернуть интерес. Это можно сделать разнообразием. И тактика с разными видами задач, и просмотр партий - и своих, и от знаменитостей. Здесь не нужно давать сильнейшее, а лучше красивое. Этот тип встречается у меня с детьми из-за границы.

Б. "Спокойная река". Еще один тип ИЗ с иностранцами. Родителям не нужен результат. Им нужны постоянные занятия раз в неделю. Смысл: ребенок занят чем-то полезным + иногда сыграет за свою школу. Больших знаний не надо. Нужен дебют, который дает очки на школьных соревнованиях, это часто что-то рациональное, о которое разбиваются любители (каменная стена, французская, но уделить время разменному варианту, за белых "лондон", разные закрытые схемы с ясным планом). Эти дети чаще не хотят изучать новое, менять то, что уже прошли. Поэтому с ними - разбор партий, тактика, различное дающее интерес. 

Перейдем к работе на результат.

В. "Усиление дебюта". Подбор дебюта под особенности ребенка (темперамент, умение считать, другие сильные стороны), просмотр партий, в том числе и блицев на личесс (чесском), с целью оперативно закрыть дыры. Здесь может быть и разбор дебютов, которые прошли на групповых, но на более высоком уровне. В группе прошли и пошли дальше, здесь можно разжевать подробнее и подвигать один на один с рассуждениями вслух. Важные слова сказал мг Соколов, который привел сборную Узбекистана к золотым медалям мужской олимпиады. Раньше тренер мог сказать о дебюте ученика - "я это не играю". Теперь такое не проходит. Тренер нормального уровня должен стараться разобраться во всем. Естественно, пока его уровень подходит под уровень ученика. А для того, чтобы разбираться в разном, желательно и самому играть разное. Тренер должен учить детей не бояться нового. У детей в частности и у людей в целом это очень часто проблема.

Г. "Решение задач". Отмечу здесь следующее. Был недавно негативный отзыв на канале "Марио" о том, что на ИЗ тренер часто решает с детьми задачки. Но молодая девушка - ведущая канала не отметила или не понимает, что смысл решения задач - показать, направить мысль детей в нужном направлении. Тренер хочет видеть, как идет мысль ученика, и корректирует процесс мышления. Другое дело, что время занятий (=родительские деньги) нужно тратить рационально, поэтому давать детям 10 минут на обдумывание здесь спорно. По крайней мере, я так не делаю.

Д. "Развитие счета". Счет непросто развить на групповых. Там меньше контроля над мыслительным процессом каждого. Здесь нужно напрягаться и ребенку, и тренеру. Поэтому, услышав как-то слова одного из тренеров о том, что он часто ведет занятие на двух ноутах, я взял это на вооружение. На одном - то, что видит ученик, на втором - то, что видит тренер. Это о позициях, где тренируется далекий счет. Это касается  ИЗ уровня кмс.

Е. "Разбор партий". Дебют - шлифуем, закрываем дыры. Остальное - развиваем понимание, находим слабости, работаем над ними, находим сильные места, хвалим за них и думаем, как использовать сильные стороны ребенка.

Ж. "Развитие миттельшпиля". Тренер передает ученику свое понимание игры в равных позициях, учит, как в них терпеть, как их "возить" (термин в шахматном языке). Здесь можно работать и без компьютера, а просто двигать на доске с объяснениями. Тоже хороший тип ИЗ. Им я владею хуже.

З. "Эндшпиль". Эту часть партии проще проходить на групповых - и материалов в книгах масса, и, в отличие от дебюта, он практически не устаревает. Но был опыт с учеником из-за границы. "Тренер по дебютам у нас есть, мы хотим, чтобы Вы занимались только эндшпилем". Ок, книга "600 окончаний" и двигать подобные ей позиции - на это может уйти масса часов. От такого типа ИЗ я получаю гораздо меньше удовольствия.

Конечно, чаще встречаются комбинированные типы ИЗ, в идеале так и надо. Например: Г - 10 минут, Е - 20 минут, В - 30 минут.

Периодичность ИЗ.

ИЗ могут быть постоянные (например, раз в неделю), сериями (например, пару недель отдыха, неделя ИЗ) и на конкретную тему, например, взять дебютный курс на 3 часа (пример). Большинство родителей выбирают постоянное окно (например, четверги 21.00), кому-то удобнее, чтобы перед каждой неделей тренер сбрасывал окна конкретно на эту неделю.

*********

Тренерский инструментарий.

1. Ноут, в котором материалы разложены по полочкам. Об этом было ЗДЕСЬ.

2. Установленные скайп, zoom и т.д. Лучше, чтобы у ученика был выбор, с помощью чего занимаемся.

3. Базы: дебютные, тематические, индивидуальные. Книги в формате Chess Base. 

4. Папка в ноуте по каждому ученику. В ней - индивидуальные базы. Плюс распечатки в формате Word. Они нужны, если по каким-то причинам у них не установлен Chess Base (например, кто-то не может, кто-то боится шпионских программ и не готов платить за лицензионную, у кого-то еще уровень 3-4 разряда, то есть программа эта пока не нужна).

5. Текущая бумажная тетрадь (папка, блокнот), в которой каждому ученику отведена страница. Там отмечаем дату и пройденный материал. Это нужно и для того, чтобы не проходить по второму разу то, что ранее уже прошли. На этих страницах проще и контролировать процесс оплаты занятий. И отметить то, что прошли в прошлые годы (например, решебник "Галлахер" - остановились на №114).

6. Папка учеников, с которыми тренер занимался в прошлом. Назовите ее, например, "бывшие". Ненужное оттуда удаляем, полезное оставляем. Если этот ученик уже бросил шахматы, из нее можно взять дебютную базу и готовить по ней следующего. Конечно, базу нужно переименовать: фамилии бывших не должны видеть новые. Ну и всякое бывает: иногда бывшие возвращаются. 

7. График недели. Его составляете заранее, проще по своему образцу. Каждый день расписан: время, группа или ИЗ. Если ИЗ, живое или онлайн. Если онлайн, zoom, скайп и т.д. И - самое важное: после фамилии ученика указано, чем вы будете заниматься. Вы должны быть готовы, а перед занятием необходимое должно быть открыто на ноуте (база по тактике, база по дебюту, его страничка на личесс и т.д.). У меня есть общий график недели, там записано то, что постоянно. И есть на каждую - копируем общее, правим, заполняем темы. Тренер должен найти час-два на то, чтобы расписать неделю с темами. Например, у меня на это уходит часть воскресенья или утро понедельника (т.к. понедельник в спортшколе у меня выходной).

8. Для Беларуси. Приложение "Профдоход". Скачайте, установите на телефон. Там несложно. Пришел перевод - отдали 10% налога государству.

************

Домашние задания.

В идеале у ребенка на компьютере установлен Chess Base и он знает, как этой программой пользоваться. Договоритесь о способе связи - Viber, скайп, телеграм, e-mail. После большинства занятий тренер сбрасывает ученику базу. Это может быть пройденный дебют, разобранные партии.  База сбрасывается не всегда, а тогда, когда на занятии был пройден материал, который требует повторения. Как писал выше, иногда может быть и распечатка в Word, но на нее нужно время. Дебют дома повторять.

Часто родители просят какое-то конкретное домашнее задание. Раньше это действительно было  актуально: получил 10 задач, решил, а тренер затем проверил. Сейчас, после появления личесс и чесском, этот подход устарел. На этих сайтах - задачи, где проверка проходит автоматически, а решать при желании можно бесконечно долго. Д.з. уровня 1 разряда и выше - сброшена база - повторяй - применяй. Если дебютом не занимались, да, может быть другое.

Другими словами, старый подход - получил задания, решил и все - это тренер ТАЩИТ ученика силой. Новый подход - ученик решает сколько захочет и играет сколько захочет - ребенок стремится САМ. Понятно, что те, кто стремятся сами, горят шахматами и достигают большего.

************

Родительские страхи и странности.

Из типового.

1. "Вот у нас есть ник на личесс, но все наши конкуренты скачают все наши партии, просмотрят их, найдут ошибки и легко к нам подготовятся. Поэтому мы Вам скажем, но никому не говорите". Если так кто-то и работает, то лишь фанаты-единицы. На это нужно время. Тренер, у которого много учеников, не будет этим заниматься. Другое дело - логично спрятать или удалить ник на важном турнире, там да, кто попал по жребию, просмотрит.

2. "У нас завтра турнир, покажите ребенку какой-нибудь дебют" (естественно, заграничное). Отвечаю, что мы много ИЗ дебютами и занимались, и ребенку нужно их просто повторить. Ну или я могу с ними на ближайшем ИЗ, ок. 

3. "Мой сын проиграл партию в новом дебюте, который с Вами прошли, и он боится его играть дальше". Это о той же теме: боязнь нового.

4. "Гроссмейстер выше по званию, чем кандидат в мастера. Значит, он и тренирует лучше". Нет. Тренер должен понимать и педагогику. Не факт, что гроссмейстер ее понимает. Вообще грамотный родитель сумеет оценить КПД вложенных средств.

5. "Я хочу, чтобы тренер был поспокойнее, что ли. Он из себя что-то строит".

Да ладно, тренер - творческая личность, относитесь спокойнее, вот, например, слова великого футбольного мага.

**********

Типовые моменты.

1. Неявка ученика на занятие без предупреждения. Меры разные. Варианты, определяйтесь и выбирайте. а) вначале желтая карточка, затем б, в и т.д.; б) я на месте - оплата идет; в) со следующего раза цена возрастает на единичку.

В этом сезоне было с одним парнем из-за границы, что я прошел все эти пункты и в конце концов прекратил занятия и передал его другому тренеру.

2. Неявка тренера на занятие без предупреждения. Это тренерская репутация. Поэтому в идеале - ближайшее занятие тренер проводит без оплаты. Для тех, кто не дорожит репутацией - можно просто извиниться. И помните - тренерских вариантов с развитием интернета хватает. Родители часто не скажут напрямую, но сделают выводы, и ваш заработок уйдет другому.

3. Ученик опаздывает на занятие. Логика ученика - я ужинал, ничего страшного. Логика тренера - если у меня занятие в 20.00, а следующее - в 21.10, счетчик включается в 20.00.

4. Тренер опаздывает на занятие. Либо отработать час полностью, либо взять меньше оплаты. Это репутация. Та же логика, если у кого-то проблема с компьютером.

*********

И к родителям. Если вам нужен результат, знайте: все ИЗ бесполезны, если ребенок не хочет работать дома, как минимум, не хочет играть на личесс (чесском). Вы можете подождать какое-то время, пока есть шанс, что ребенок загорится, но если этого не происходит, лучше бросить ИЗ и оставить шахматы как занятие на минимальных оборотах. 

Возможно, страница будет дополнена.

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (27.08.2023)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [702]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
g2g4