Боги помогают идущим.
(Гомер)
Эта страничка - ТРЕНЕРСКАЯ. Здесь я рассказываю о своей работе и делюсь мыслями и идеями.
2015. 3.08. Дебютный репертуар Вэй И - статья А. Кузьмина.
2013.
20.11. Отрывок из интервью Виктора Шишкина, футбольного тренера:
- Что Вас смущает в нынешней молодежи?
- Они сытые. 7-летнего привозят на тренировку, он весь в "Адидасе", из машины вылезает с гамбургером в руке. Вот это удивляет. Я с удовольствием беру детей из неполных семей. Они голодные - считай, готовые бойцы.
19.11. Рассказ Сергея Каспарова о том, как он тренирует - http://www.openchess.by/news/824.html. Много правильного, не согласен вот с чем:
- Как правильно анализировать сыгранную партию?
Точнее было бы, не как «правильно», а как я анализирую))).
1) ввожу в компьютер;
2) вставляю внутрь (дебютная часть) фрагменты из партий более сильных шахматистов;
3) продолжаю анализ с «Гудини», вставляя варианты усиления;
Трогательно слышать (или видеть даже) про анализ БЕЗ компа на уровне 1 разряда и КМС. Помилуйте, при всём уважении, вы ж и половины тактики не заметите. А как поймёте, правы ли вы в дебюте?
Т.о., при анализе отключен процесс самостоятельного мышления, за нас все сделает комп. На мой взгляд, при наличии времени вначале лучше проанализировать партию без компьютера, понять основные идеи и ошибки, а уже затем с ним, чтобы отшлифовать анализ. Важно! Сергей в статье несколько раз подчеркнул, что речь идет не о том, как правильно что-то делать, а о его субъективном мнении по этому поводу.
22.09. Дети 2-3 разрядов стараются аккуратно записывать, а после партий остаются за своими досками и разбирают их, проверяя запись. Тренер не орет и не заставляет это делать. Фантастика? Сегодня у меня такое получилось. На тренировочном турнире стоило только объявить, что, кроме очка за победу, очко можно еще получить и за запись без единой ошибки, причем получить его может как победитель, так и проигравший. При жеребьевке на компьютере "Опции турнира" - "число партий" - поставить 3. За несколько конфет дети готовы на подвиги! В последнее время меня все больше занимают мысли, как сделать так, чтобы дети сами хотели делать что-то полезное для шахмат, а я не тратил на это много сил.
3.09. Мысли на старте нового сезона - http://brestchess.ucoz.ru/publ/trenerskaja_na_starte_novogo_sezona_sentjabr_2013/1-1-0-31.
31.08. О пользе тренировки памяти, мультик "Машины сказки. Али-Баба" - http://www.youtube.com/watch?v=4QScp6j-ZQk.
19.08. Тренинг для уровня кмс - http://brestchess.ucoz.ru/publ/trening_urovnja_kms_po_partijam_memoriala_kostina_v_pinske_2013/1-1-0-28.
11.08. Выступление Этторе Мессины. Да, баскетбол, но есть умные и для нас мысли. http://m.sports.ru/tribuna/blogs/messina/428461.html.
8.08. Эксперимент
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
23.07. Вырезка из ответа журналиста Василия Уткина на вопрос о тренерах в своей конференции: "Тренеры не бывают хорошими людьми в том смысле, в котором ими бывают мамы, папы или соседи. Тренер всегда режет по-живому, принимает спорные решения, ведет публичную полемику с кем-то и о чем-то, ругается. На него всегда много обиженных. Просто это профессия, для которой нужно обладать совершенно определенными качествами, задатками. Не обязательно врожденными" - http://www.sports.ru/conference/utkin/?p=5082. Согласен.
Июнь. Итоги сезона, о нашей спортшколе - http://brestchess.ucoz.ru/publ/itogi_sezona_ijun_2013/1-1-0-19.
Апрель. Недавно попробовал применить для тренировки силы воли чей-то опыт. Дал перед тренировкой детям по 2 конфеты и сказал: "Вы можете съесть их сейчас. Но кто выдержит до конца тренировки, получит еще столько же". Это была группа НП-2. Удивительно, но все продержались. А сегодня попробовал то же в сильнейшей группе. Увы, силы воли здесь было меньше.
Ниже - из старого сайта.
Май 2012 «Путь чемпионки» - Лина Узловатая выиграла первенство РБ до 16 лет.
2009-2011 – мои уроки на опенчессе - http://www.openchess.by/online/?gross=53.
Май 2010 О своей работе во время детских первенств РБ 2010 года, где в этот раз мы ничего не выиграли -http://brestchess.narod.ru/trenerskajaRB2010.htm.
Январь 2010 Организация новогоднего семейного многоборья - http://brestchess.narod.ru/trenerskajaNGod.htm.
Сентябрь 2009 Основные принципы моей работы – статья написана после серебра моего ученика на первенстве Европы - http://brestchess.narod.ru/trenerskaja200909.htm.
Апрель 2009 О том, как Антон Сегодник стал чемпионом Беларуси, а также о везении и чему я научился у Гууса Хиддинка - http://brestchess.narod.ru/Segodnik2009.htm.
Февраль 2009 «Тренерские игры» - о работе тренеров во время важных турниров -http://brestchess.narod.ru/trenerskaja200902.htm.
Февраль 2008 О работе с группами начинающих - http://brestchess.narod.ru/trenerskajaNP1.htm.
Январь 2008 Умные мысли из интервью нешахматных тренеров, которые интересно применить к шахматам -http://brestchess.narod.ru/trenerskajaotryvkiintervjy.htm.
Сентябрь 2007 В этом году вышли две книги Иосифа Дорфмана, «Динамика и статика» и «Критические моменты», в которых автор знакомит читателя со своим методом выбора хода в критических позициях. План-конспект занятия по этим книгам - http://brestchess.narod.ru/poDorfmanu1.htm.
Сентябрь 2007 Начинается новый учебный год. Многие родители хотят, чтобы их дети занимались шахматами, но не знают, как выбрать тренера. Некоторых родителей не устраивает тренер, который с их детьми работает. Об этих вопросах – в «Памятке родителю» - http://brestchess.narod.ru/trenerskajaroditeljam.htm.
Июнь 2007 Желание поделиться идеями работы на сборах перед спартакиадой со сборной области вылилось в статью «Околошахматные игры» - для творческих людей - http://brestchess.narod.ru/trenerskajaigry.htm.
Май 2007 Как подводить детей к турнирам? Большинство тренеров знает, что основное внимание в это время уделяется тактике, решению задач. Перед первенствами страны 2007 года по классическим и быстрым ставшие чемпионами страны и занимающиеся в одной группе Буланов, Сапон и Сегодник решали самостоятельные работы. Образцы самостоятельных – http://brestchess.narod.ru/trenerskajasamrab7.htm.