Главная » Статьи » Мои статьи

Построение шахматной тренировки

Построение групповой шахматной тренировки

сентябрь 2020

Забив в поиск гугла ключевые фразы "построение шахматной тренировки", "виды шахматной тренировки", "типы шахматной тренировки", я не нашел почти ничего существенного. Из заслуживающего внимания - статья Блюменфельда, но она с 1940 года и в основном устарела. Здесь я пробую описать основные формы построения тренировок, о которых знаю. Будет желание - присылайте то, что не указано. Смысл применения разных форм - однообразие утомляет, детям нужно разнообразие. Взрослым тоже, вы вряд ли едите каждое утро один и тот же завтрак, каждый день носите одну и ту же одежду, каждый вечер завариваете один и тот же сорт чая, каждую ночь ... далее - у кого какая фантазия. Когда разнообразие есть, интерес к тренировке возрастает, отсюда возрастает и полученная польза.

Но вначале - несколько подводящих понятий.

Об обратной связи учеников и тренера. Ее виды:

а) тетрадок нет, дети отвечают вслух;

б) тетрадки есть, ответы пишут в них;

в) связи нет, это логично при онлайн-лекции и большом числе зрителей, когда тренер физически не может уследить за ответами всех.

Я применяю вид б. Главный плюс: вижу работу всех. Отсидеться за спинами тех, кто отвечает первым, невозможно. По идее с развитием тренировок онлайн будет возрастать популярность вида в. Кому надо - работает, кому нет - никто тащить не будет.

Далее - о мотивации тренера, от которой часто зависит и выбор формы тренировки. Ее виды:

а) работа на результат;

б) работа на сохранение численности детей;

в) комбинированный вид. 

Работа на результат - это усложнение заданий, работа по сильному ученику. Минусы - слабые отпадают. А когда они отпадут, слабыми станут средние. А когда отпадут средние, останутся единицы. В белорусских спортшколах численность контингента важна, это постоянное выполнение планов прохождения медосмотров и наполняемости лагеря. Именно это сейчас требуют, результат второстепенен. В платных группах такая картина тем более. Отсюда ясно, что у нас вид б встречается чаще, чем а. Я с самого начала работы тренером работаю на результат, но требования времени с какого-то момента заставляют не терять численность, поэтому уже много лет вариант в, то есть нагрузка есть, и приличная, но она не максимальная.

Перейдем к формам тренировок.

А. Лекция. Тренер дает материал, после чего обычно идет игровая часть: тренировочные партии, блиц. Это самая популярная форма, большинство тренеров работают так. Применяю часто.

Б. Комбинирование лекции и игровой части. Здесь виды деятельности чередуются, это снижает утомляемость. Так, у педагогов начальной школы в требованиях к построению урока рекомендуется часто менять виды деятельности. Применяю часто, особенно при изучении дебютов: разобрали вариант - поиграли, разобрали следующий - поиграли.

В. Изучение и разыгрывание типовых позиций. Берется позиция и крутится со всех сторон. Полезная форма, так работают с высоким уровнем. Применяю реже, чем надо, причина - от такой формы получаю меньше удовольствия.

Г. Тренировочные партии и их экспресс-анализ. Игровая тренировка с быстрым исправлением ошибок. Применял в апреле-мае, когда работали онлайн, и по выходным, когда у нас игровые дни. Важно отличать эту форму от простого блица, который у некоторых теряющих мотивацию и энергию тренеров идет каждую тренировку вместо нового материала.

Д. Тесты. Имею ввиду свою любимую форму тренировок, до которой дошел сам. Нужна как минимум любая советская книга партий-миниатюр. Показываю партию, во время показа вопросы и мини-задания, после этого еще один показ в быстром темпе для лучшего запоминания (в сильных группах обычно без второго показа), затем дети на своих столах восстанавливают всю партию, кто смог раньше, идет намекать ходы остальным, затем фигуры расставляются в начальную расстановку и сам тест: обычно 10 вопросов, для ответа на которые нужно вспоминать партию, неоднократно прокручивать ее в уме, вопросы типа "на каком поле погиб белый чернопольный слон?", "сколько ходов сделали черные кони?", "сколько было ходов со взятиями?" и т.п. Вариант такого теста - на моем ютуб-канале, например, здесь. Такая форма тренировок направлена не на получение знаний, а на развитие навыков и концентрации. Попытка "сачкануть" видна сразу. Применяю часто.

Е. Сеанс одновременной игры. Форма, которую я не понимаю. Игра с соперником намного более высокого уровня дает мало полезного, но отнимает много времени, т.к. сеансер обходит много столов, а подавляющее большинство детей это время направляют не на партию. КПД такой тренировки крайне низок, время можно потратить гораздо более качественно, но до сих пор хватает организаторов, которые берут за это деньги с доверчивых родителей. Как и родителей, готовых платить за то, чтобы его ребенок сыграл с гроссмейстером (мастером и т.п.). Почти не применяю, разве что в форме мини-командного турнира.

Ж. Решение заданий. Тренер не объясняет на доске или экране, а дает задания, для решения которых нужно время. Это полезно для тех, кто хочет развиваться, но скучно для многих: на тренировках им нужно еще и общение с тренером и сверстниками. Это форма для тех, кто работает на результат. Применяю как часть тренировки в сильных группах. Не часто, т.к. не хочу терять контингент. 

З. Круг заданий. Придумал сам. Зал разбит на сектора. На каждом - лист с заданием. Больше одного человека на сектор не садятся. Задания разные: этюды, задачи, работа с литературой, нешахматные упражнения на память, концентрацию и т.п. Ход тренировки: разбились на сектора, через минут 7-10 переход на следующие и т.д. до конца круга. Основная работа тренера - в подготовке такой формы. Применяю пару раз в год. Эту форму можно считать разновидностью пункта Ж. Для себя я ее отличаю.

И. Игровые тренировки. Блиц, шведки и т.д. Обычно идут как часть тренировки или в игровые дни.

К. "Деревенская свадьба". В игровой тип добавлены вещи, которые дают позитив и эмоции. У меня бывает: дартс, аэрохоккей, блины с вареньем и т.п. Часто так делать нельзя, надо работать. Иногда полезно, в том числе для сплочения коллектива.

Выбор формы занятия зависит от уровня учеников, уровня тренера, интересов тренера, самочувствия тренера на данный момент и т.п.  В конце еще раз подчеркну основную мысль: детям нужно разнообразие.

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (17.09.2020)
Просмотров: 1009 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [703]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0