Главная » Статьи » Мои статьи

Шахматы: действующие лица

Материал скопирован со старого сайта. Написан в 2010 г. Учитывая, что пару раз в год о нем кто-нибудь вспоминает, переношу 3 главные части сюда, ничего в текстах не меняя. Страница оригинала.

Шахматы: действующие лица.

Очень часто мы судим о других людях по своим собственным представлениям, не пытаясь взглянуть на вещи их глазами. Не понимаем, не уважаем, ругаемся. В этом разделе будут описаны различные группы людей из мира шахмат. Описаны будут так, чтобы читатель попытался этих людей именно понять.

№1. ТРЕНЕРЫ.

В начале работы они полны энергии и энтузиазма. Им хочется свернуть горы. Первые успехи окрыляют. Работа часто выходит на первый план. Невысокая зарплата не играет роли. Главное – интересное дело. Дети тянутся за такими людьми. Тренер хочет раскрыть потенциал ребенка, сделать его сильнее, умнее, закалить характер. Через какое-то время начинаются первые темные пятна. Талантливый ребенок бросает. Разговор с родителями ничего не дает. «Как же так? - недоумевает тренер. – Ведь он мог бы далеко пойти». Так появляется понимание, что ЭТО надо далеко не всем. Не всем детям и не всем родителям. Когда ситуация повторяется еще раз-два, тренер покрывается первой корочкой цинизма. Чемпионов хочется делать уже не из всех детей. Когда приходит мама и говорит «у меня очень талантливый сын», это воспринимается не так на «ура», как раньше. Жизненный опыт.

Ученики выигрывают, успехи растут. Хочется, чтобы заслуги признавали. Хочется уважения и славы. Но далеко не каждому начальнику тренера его успехи нужны. Далеко не каждый начальник готов ради талантливого ребенка идти пробивать деньги. Постепенно появляются мысли, что твоя работа не так уж и нужна. Цинизма прибавляется.

Выездные турниры тянутся долго. Первенства страны – до 9 дней. Прожить столько дней в состоянии стресса и переживания за результат – серьезная нагрузка. Не все могут все 9 дней быть идеальным воспитателем. Стресс тянет снять. Бывает, родители детей узнают. Раз тренер на турнирах выпивает, раз его нет в 11 вечера в комнате, значит, детей с ним отпускать опасно – родительская логика понятна (о родителях – в другой статье). Некоторые бросают. Не все родители понимают, чего стоит тренеру поездка на турнир. Партия идет до 4 часов. Для сравнения – футбольный матч - 1 час 45 минут, и это включая перерыв. Тренер по футболу переживает по времени в 2 раза меньше тренера по шахматам. А на многих турнирах по 2-3 партии в день. Тренер ходит, смотрит. «Почему он (она) не пошла конем? Мы же это проходили… Что он делает?.. Сейчас флаг уронит… Говорил же – думай, что хочет соперник…» - эти и другие мысли пляшут в голове во время партий детей табунами. Постепенно тренер не будет так переживать, но это будет потом. Дома вечером обстановка другая, в другом городе ученики рядом.

О деньгах. Во что родителям нужно вкладывать деньги? Турниры есть те, которые оплачиваются, а есть те, которые нет. Для получения опыта нужнопобольше играть. Индивидуальная работа с тренером для высоких результатов необходима. Главный педагогический принцип – каждая ошибка должна быть разобрана и исправлена. Но тренер не может на групповом занятии разобрать партии всех учеников. Поэтому неразобранные ошибки повторяются, переходят в систему и, как следствие, влияют на результат. Если родители не понимают этих несложных вещей и не хотят вкладывать деньги – серьезная работа во многом теряет смысл. Со временем энергии у тренера становится меньше, и тратит он ее более рационально. Тем более что ума (жизненной мудрости) со временем становится больше. Недавно был случай, когда надо было съездить на турнир за свой счет, а после турнира деньги бы вернули, просто на начало турнира денег в кассе не было. Родителям надо было временно дать свои или у кого-нибудь занять. Ради своего ребенка, у которого уже был результат. Достаточно приличный. Они этого не сделали. Ребенок остался дома. После этого работать так, как раньше, тренер с ним уже не смог. Нерациональная трата сил. Вообще, часть родителей тренеров понимает, а часть не может даже открытку на праздник подарить. «С новым годом поздравил только один ученик», - сказал недавно один.

О мотивации. Вначале она есть. После того, как определенная высота покорена (например, чемпионат города), большинству хочется большего. Второй раз выиграть город – мотивация слабая. Хочется узнать свои границы, дойти до края. Когда граница определена, к части тренеров приходит понимание, что добиться большего нереально, мотивация работать ослабевает. У таких тренеров первая волна учеников, как правило, самая сильная. После ухода первой волны начинается спад. Или деградация. Другая часть тренеров продолжает стараться. Им нравится покорять одну и ту же вершину много раз.

Постепенно желания работать становится все меньше и меньше. Работа уходит на дальний план. Изредка тренеры еще зажигаются, например, когда видят нового интересного 1-классника, но быстро гаснут, например, после того, как вместо первенства города ребенок выбрал поход в цирк. Идет синдром эмоционального выгорания. Тренеры становятся суше, детям с такими людьми уже не так интересно, и они уходят. За поисками новых ощущений.

О пути вниз. Почти каждому человеку хочется, чтобы его уважали, хочется, чтобы у него было дело, которому себя можно отдавать. Если не полностью, то хотя бы частично. Со временем большинство тренеров понимает главные вещи, о которых шла речь выше. Со временем теряется мотивация работать. Со временем становится меньше сил и здоровья. «Все болезни – от плохих мыслей, стрессов, переживаний», - пишется во многих книгах. Всего этого за тренерскую карьеру более чем. Приходит понимание, что нельзя себя отдавать детям. В первую очередь потому, что им это не надо. Начинается деградация. Как и многие творческие люди (артисты, художники и т.д.), в поисках того, чем занять время, часть тренеров в этот период прикладываются к бутылке. Часть людей говорит про таких, что они спились, а часть понимает, что эти люди не привыкли просто существовать, они привыкли гореть, реализовывая себя и помогая реализовывать себя другим. Но не реализовали до конца. И это гложет.

Есть и те, кто смирился со всеми минусами тренерской работы. Они продолжают спокойно работать, особо никуда не стремясь. Иногда, возможно, загораясь. Но периоды загорания становятся все короче.

Классификация основных причин потери интереса к работе у тренеров:

1 Непонимание родителей учеников.

2 Уход учеников.

3 Отношения с людьми сверху.

4 Потеря мотивации.

Этапы тренерской карьеры:

1 Ура! Я – тренер! Работаю со всеми. Пришел талант! Мы многого добьемся!

2 Я – тренер. Работаю с лучшими. Пришел талант? Надо посмотреть.

3 Я – тренер. Работаю с теми, чьим родителям это надо. Пришел талант? Надо пообщаться с его родителями.

4 Я работаю тренером. Пришел талант? Лет 20 назад я бы с ним поработал.

№2. РОДИТЕЛИ.

         В отличие от первой статьи раздела, здесь обобщать труднее. Поэтому сразу разбиваю родителей на группы (как и любая другая классификация, эта спорна).

Типы родителей.

1 Амбициозно-активные.

2 Амбициозно-пассивные.

3 Без амбиций, активные.

4 Без амбиций, пассивные (безразличные).

Амбициозные родители хотят, чтобы их ребенок побеждал, чтобы был первым, часто неважно в чем. По одной из главных психологических версий, амбиции родителей говорят о том, что сами родители себя в чем-то не реализовали и пытаются восполнить это за счет детей. Они хотят, чтобы дети реализовали заложенный в них потенциал, и это хорошо. Вопрос в том, насколько велик в ребенке уровень этого потенциала, и какими мерами родители хотят этого добиться.

1 Амбициозно-активные. Они понимают, что реализация потенциала детей сильно зависит от родителей. Поэтому они ищут сильнейших тренеров, часто бросая первых, вторых и т.д. Тренеру неприятно, но для родителя главное – свой ребенок, а потому для его развития отношениями с тренером (уже бывшим) можно пожертвовать. Они занимаются с ребенком дома или нанимают воспитателей, учителей, чтобы занимались те. Они готовы отпускать ребенка на соревнования, ездить с ним, готовы смотреть на то, как он играет, часто не понимая, что происходит на доске. Дети для них – это ГЛАВНОЕ. Такие дети часто посещают много кружков, секций, пока не выберут то, что им подходит. Исключение составляют дети, родители которых обладают диктаторскими чертами: «Ты будешь заниматься именно шахматами (футболом, танцами и т.д.), потому что я так хочу. Нравится тебе или нет, меня не интересует». Итак, родители отдали ребенка в шахматы, занимают активную позицию, вкладывают деньги. Через какое-то время настает момент, когда хочется получить результат. Здесь развилка:

А) результат есть, ребенок побеждает, занимает высокие места, приносит домой призы, медали, грамоты. Родители довольны. Силы потрачены не зря. Они гордятся детьми, и это дает огромное удовольствие.

Здесь вновь развилка. Кто-то хочет покорять следующую ступеньку (выиграл первенство города – выигрывай область), кого-то устроит, если ребенок будет продолжать побеждать на старом уровне. У первых рано или поздно приходит осознание того, что до потолка уже дошли, что часто приводит к потере мотивации серьезно работать дальше; вторые радуются победам, сознательно или подсознательно следуя закону «удержание на правильном пути уже есть победа»;

Б) время идет, а результата нет. Слушать рассуждения тренера, часто реальные «у него пока не хватает опыта. Мы на правильном пути» терпения уже не хватает, и родители приходят к выводу (иногда неправильному), что или ребенок выбрал не то, или нужно менять тренера. Самое сложное – разобраться в такие моменты, действительно ли надо ждать и продолжать работать в том же духе, или нужно что-то менять. Этого часто не знает никто. Здесь преимущество у людей с развитой интуицией. Понять родителей легко – кому хочется тратить силы (и нервы) зря?

         2 Амбициозно-пассивныеРазличие их от первой группы в том, что они считают, что их ребенок талантлив, а потому многого добьется сам. Как правило, они не уделяют развитию ребенка столько сил, времени и денег, как первая группа. Часто они не считают нужным отправлять ребенка на турниры, дополнительно заниматься с тренером. Часто у них серьезная работа, отнимающая много времени и сил, а потому они мало занимаются с детьми дома или не контролируют их в должной мере. Это приводит к тому, что дети неправильно используют свободное время (телевизор, компьютерные игры и т.д.), что приводит к проблемам с дисциплиной, а это отражается на результатах. Дети таких родителей обычно еще могут что-то выигрывать в младших возрастах, а затем постепенно уходят на вторые роли.

         Распространен смешанный тип (между первым и вторым).

         3 Без амбиций, активные. Отсутствие амбиций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Результаты родителей сильно не интересуют. «Если нравится, пусть занимается», - считают они. «Чемпионом мира все равно не станет»,- также достаточно распространенная фраза. Они помогают ребенку, принимают участие в мероприятиях, родительских собраниях и т.д. Многие даже оплачивают детям турниры, не для развития и результата, а потому, что детям это нравится. У большинства родителей этого типа больших амбиций не было, а некоторая часть, пройдя в жизни через многое, эмоционально уже сгорела, приобрела жизненную мудрость и успокоилась. Главное для них – это здоровье ребенка. По сравнению с этим все остальное второстепенно.

         4 Без амбиций, пассивные (безразличные). Чем занимается ребенок в свободное время, их не интересует. В жизни хватает других проблем и удовольствий. Дети таких родителей часто ходят на шахматы, потому что им нужна ниша, куда себя деть, а также тренер, от которого можно получить похвалу и доброе отношение, которого так не хватает дома.

№3. ШАХМАТИСТКИ.

         В мир шахмат они приходят в юном детском возрасте, когда ум жаждет новых знаний. Изящные белые и черные фигурки, превращения пешек в королев, необычные прыжки коней – все это завлекает и заставляет заниматься. Начинаются турниры, дипломы, грамоты, призы, и желание заниматься возрастает.

Девочки взрослеют, и главной мотивацией постепенно становятся поездки на соревнования. Почему? Потому, что наступает другой возраст, и ум требует уже не новых знаний, а новых ощущений. Новые города, новые люди, новые гостиницы – все это так интересно! И, наконец, мальчики… В этот период на тренировки они ходят реже, т.к. повод для оправданий перед тренером и родителями есть – дома надо делать много уроков. Следующий за этим конфликт с тренером оставляет еще меньше желания ходить на тренировки. Однако на число поездок на соревнования это почти не влияет – шахматисток мало, а команды закрывать кем-то надо. Главное на турнирах теперь – получить побольше общения. Возраст такой.

Постепенно походы на тренировки становятся делом прошлым. В турнирах они еще играют, но доставляет это все меньше и меньше удовольствия: напрягаться не хочется, а тут еще их обыгрывают те, кто помоложе и еще пару лет назад был наголову слабее. Становится стыдно… Общения и мальчиков уже давно много не только благодаря шахматам.

Увы, но постепенно шахматы для них становятся делом прошлым. Иногда их вспоминают: «А помнишь, когда-то была такая-то?..» Но вспоминают их все реже и реже…

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: g2g4 (25.11.2015)
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [365]
не мои статьи [0]
не мои статьи
статьи о турнирах [0]
статьи о турнирах
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0